ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕКТОР САМОПОЗНАНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ XIX ВЕКА КАК РЕСУРС ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аржаных Т.Ф.

кандидат исторических наук, старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (филиал в г. Иваново)

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕКТОР САМОПОЗНАНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ XIX ВЕКА КАК РЕСУРС ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Исследование специфики отечественной культуры через призму социального и культурного опыта жизнедеятельности дореволюционной интеллигенции представляется актуальным и своевременным в контексте гуманитаризации высшего образования в России. Тенденция к утрате самоидентичности российского общества вследствие нивелирования понятий «духовность» и «культура», односторонняя приоритетность материального понимания смысла жизни отдельного индивида, игнорирование исторических традиций прошлого приводит к постановке вопроса о существовании России как уникального, целостного субъекта в духовном развитии человеческой цивилизации. Неопределённость и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров, которые могли бы объединить россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, сложившееся в 1990-е гг. неверие в себя, привели к тому, что сегодня Россия в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% — иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность [3, с. 35]. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно. Одна из причин такого положения в том, что не завершён процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаёт согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплочённом чувством патриотизма, укоренённом в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

Обращение в данном аспекте к феноменам сознания русской интеллигенции XIX века может помочь постижению реалий современной российской действительности. В новое тысячелетие Россия вступила с солидным грузом проблем социально-экономического, политического и духовного характера. Это обстоятельство предполагает необходимость глубокого научного анализа предшествующих периодов истории, когда остро ставился вопрос о том, как «обустроить» Россию. XIX век по праву можно считать не только одним из самых насыщенных в культурно-идеологическом отношении, но и периодом переломным, временем осознания отдельными интеллектуалами и целыми сообществами образованных людей главных вопросов бытия и поиска новых идеалов.

В процессе осмысления современной российской действительности небесполезно будет обратиться к тем «культурным моделям», которые возникали в ходе диалога между представителями дореволюционной отечественной интеллигенции. И не только потому, что целый ряд публицистов и писателей XIX века состоялись в русской духовности благодаря этому диалогу. Анализ взаимоотношений ведущих представителей интеллигентской рефлексии тем более важен, что понять причины последовавших перемен и потрясений в ХХ веке, а также обозначить тенденции, получившие общественное развитие в настоящее время, возможно лишь эксплицируя исторический опыт решения проблем духовно-нравственного характера на современность. Конечно, нельзя утверждать, что в российской науке недостаточно исследований, посвящённых эпохальным фигурам русской культуры. И всё же имеются веские основания считать, что общественные и нравственные идеалы мыслителей различных мировоззренческих ориентаций в современной России осмыслены явно недостаточно. И ещё хуже поняты. Главные трудности «прочтения» произведений классиков русской литературы связаны с большой проблемой нынешнего российского общественного сознания, во многом оставшегося маловосприимчивым к богатейшему духовному «багажу» «золотого» века русской словесности. Подобное положение объясняется деформациями и разрывами в нынешней российской науке и культуре. Оборваны многие нити, связывавшие нашу культуру с наследием прошлого.

«Открытие» опыта нравственно-мировоззренческого самоопределения отечественной интеллигенции означает приобщение к смыслам, которые репрезентируют тысячелетний опыт развития культуры России. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями непреходящего значения. Комплекс культурных констант — это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Представляется бесспорным, что важнейшей составляющей частью гуманитарной модернизации образования должен стать аксиологический аспект, включающий осмысление общественных и нравственных идеалов выдающихся представителей русской мысли. Писатели, критики, редакторы и издатели журналов, преподаватели, художники, актёры – все те, кого можно назвать «идеологами», то есть людьми, организующими общественное сознание, понимали важность участия в общественно-политической и культурной жизни страны и избирали слово важным средством духовно-практического освоения мира. Интеллектуалы интеллигентской рефлексии, замыкаясь в крайностях нравственной интроспекции, формировали идеалы, исходя из долговременных приоритетов развития России. В этом мировоззренческая цельность и нравственная стойкость идеалистов XIX века. Вопросы, поставленные в русской классической литературе, отнюдь не сняты с повестки и в России наших дней. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня у многих представителей молодого поколения идеалов просто нет. Не случайно проблема гражданской консолидации и объединения общества в понимании основных истоков своего существования и путей развития заявлена в качестве первоочередной общегосударственной задачи. Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался динамикой глобализационных процессов в мире, а эти процессы, в свою очередь, отразились в феноменах сознания россиян. Наплыв разнообразной аудиовизуальной информации не способствовал формированию мировоззренческой определённости и психической стабильности: явление «клипового» (мозаичного) сознания и морального релятивизма всё больше укореняются именно в молодёжной среде, поскольку сознание молодого человека подвержено изменению в наибольшей степени и в принципе открыто к внешнему воздействию. Проблема цельности мировосприятия и выстраивания иерархии нравственных ориентиров ставится в фокус целенаправленных усилий государства в русле педагогического воздействия на личность. Неоценимую помощь в этой работе могут оказать спецкурсы по культурологической, исторической литературоведческой и другой гуманитарной тематике. 

Главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории, профессор Российской академии театрального искусства А.В.Репников обращает внимание на тонкое наблюдение писателя и философа Юрия Мамлеева, озвученное в одном из интервью на страницах «Литературной России»: «<...> технические дисциплины делают специалиста, а человека делают человеком гуманитарные предметы и религия. Самое главное в русской литературе не социальные даже вопросы – а вопросы о человеке. Нужно учить понимать именно человеческое содержание классики. На тот свет мы уходим не с технологиями, а со своей душой»[1].

Принципиальной позицией доктора исторических наук А.В. Репникова является положение, согласно которому нравственная миссия -  неизменный ориентир и смыслообразующий вектор гуманитарного образования :  « <...> Гуманитарные науки позволяют осознать преемственность между прошлым и сегодняшним днём, а когда эта преемственность разрушается, мы получаем циничное общество, в котором нет ни традиций, ни прошлого, ни будущего» [2, с.94]. Актуальность и значимость данного вывода бесспорна, поскольку консолидация нации возможна и по признаку общности судьбы ушедших и ныне живущих поколений, и по принципу принятия общей идеи глубоко личностного и неравнодушного отношения к Отечеству. В этом смысле русская классическая литература представляет собой особую питательную среду для молодого поколения в контексте формирования целостного мироотношения и нравственно-этических констант самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

    1.     Мамлеев Ю. Болящий дух врачует песнопенье //Литературная Россия. 2009. № 50/51. http://www.litrossia.ru/archive/item/3974-oldarchive
    2.     Репников А.В. О нравственной функции гуманитарных наук //Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. № 1/Том 4/ 2011. С. 94-97. http://cyberleninka.ru/article/n/o-nravstvennoy-funktsii-gumanitarnyh-nauk
    3.      Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. – М.: РАН, Институт социологии. 2007.